Каким был бы мир без свободного ПО

Каким был бы мир без свободного ПО

Проведем воображаемый эксперимент: представим себе мир без свободного ПО. Весь код хранится в закрытых репозиториях, а значит, программисты не могут просто и бесплатно использовать накопленный опыт IT-индустрии. Компании, занимающиеся разработкой, вынуждены приобретать платный софт: это требует дополнительных затрат и в конечном счете сказывается на качестве и цене продуктов. Узнать подробнее про компанию по разработке программного обеспечения можно перейдя по ссылке.

Чтобы сэкономить, они начинают писать свои библиотеки: на IT-сленге это называется «велосипедить». Вместо того чтобы объединить усилия и разрабатывать одну качественную библиотеку, компании создают миллионы одинаковых библиотек разной степени проработанности. Стать программистом в таких условиях куда сложнее, ведь настоящий продакшн-код впервые можно увидеть только устроившись на работу.

В общем, мир без свободного ПО сильно отличался бы от нашего: качество продуктов, подготовка специалистов и темпы развития индустрии были бы гораздо хуже. В этой статье мы поговорим о феномене свободного ПО и типах свободных лицензий, а также узнаем, какую лицензию выбрать, чтобы сделать свой продукт открытым.

Как зародилось свободное ПО

Когда персональные компьютеры только начали распространяться, многие пользователи не задумывались, что у программ может быть владелец, а у него — лицензия на эту программу. Все просто передавали программы друг другу, копируя дискеты. Сегодня это называется пиратством.

Корпорации, разумеется, были против. Один из наиболее известных случаев — открытое письмо Билла Гейтса, в котором он обвиняет пользователей BASIC в воровстве, утверждая, что большинство из них не покупали BASIC, а просто копировали его друг у друга. Однако многие программисты считали, что у пользователей ПО должны быть все права на его изучение и изменение. По аналогии с покупкой автомобиля: купив машину, вы можете посмотреть как устроен двигатель, починить или изменить его, дать покататься друзьям.

Одним из лидеров движения за свободное программное обеспечение был Ричард Столлман: он решил создать собственную лицензию, которая будет обладать полной юридической силой, но в то же время гарантировать возможность оставлять софт открытым. Так Столлман создал первую свободную лицензию GNU GPL — General Public Licence. В 1989 году он выпускает первую программу под этой лицензией — редактор кода GNU Emacs, который популярен до сих пор. Про незаурядную личность Ричарда Столлмана в блоге Хекслета есть отдельная статья.

Так зародилось движение за свободное ПО и свободные лицензии. По сути оно стало борьбой против авторского права, которое не дает права владения продуктом, несмотря на то, что пользователь за него заплатил. Сегодня и корпорации оценили пользу свободного ПО: почти каждая большая компания имеет свой открытый репозиторий. Именно благодаря этому у нас есть такие библиотеки, как React (Facebook/Meta) или Protobuf (Google).

Список репозиториев с открытым ПО «большой пятерки»:

  • Facebook/Meta
  • Apple
  • Amazon
  • Netflix
  • Google

Что такое свободное ПО

Свободное ПО — это софт с открытой лицензией. Есть разные виды лицензий, но все они гарантируют следующие свободы:

  1. Свобода использования в любых целях, включая коммерческие. Вы не можете сказать, что ваша лицензия работает только в определенной стране или для определенной группы населения.
  2. Свобода распространения. Любой человек может распространять и даже продавать продукт со свободной лицензией.
  3. Свобода изменения. Вы можете изменять код продукта, например, исправить в нем баг или добавить нужную вам функцию. Также эта свобода подразумевает агрегацию. Можно собрать коллекцию свободного программного обеспечения, использовать ее в собственном приложении (например, пакеты React и Material UI), а затем продавать его.
  4. Свобода распространения измененной версии. Это сумма пунктов 2 и 3, которая подразумевает, что вы можете форкнуть (скопировать) проект, если автор не согласен принять ваше изменение.

Все свободные лицензии объединяют эти четыре пункта. Некоторые свободы подразумеваются неявно, например, чтобы иметь возможность изменить код, у вас должен быть доступ к исходному коду.

Свободные лицензии делятся на обычные (разрешительные) и вирусные — обоим типам применимы все четыре свободы.

Разрешительные лицензии позволяют использовать исходный код в проприетарном ПО, вносить в него изменения и сделать исправленную версию закрытой.

  • Проприетарное ПО — несвободное программное обеспечение (от proprietary — частное, патентованное, в составе собственности). Такое ПО является частной собственностью авторов или правообладателей, его авторы не дают пользователям реальных прав на изучение и изменение купленного софта, сохраняют за собой монополию на его использование, копирование и модификацию, полностью или в существенных моментах. Обычно проприетарным называют любое несвободное ПО, включая полусвободное.

Вирусную лицензию выбирают, если автор хочет, чтобы все производные продукты с участием его кода распространялись под той же свободной лицензией. То есть, добавив в свой проект код под вирусной лицензией, он будто заражает этой лицензией весь проект. Слово «вирусная» здесь не имеет негативной окраски, наоборот — вирусные лицензии более свободные, так как они гарантируют, что код с ними не будет закрыт.

Ниже разберем примеры вирусных и невирусных лицензий.

GNU General Public License v2

Основным нововведением второй версии стал принцип «свобода или смерть». Если в результате каких-либо обстоятельств, например, по решению суда, на автора ПО накладывается ограничение на распространение исходных текстов программы, то ему также запрещается распространять и бинарные версии. Если какое-либо государство вследствие патентов или авторского права наложит ограничения на распространение программы, выпущенной под GNU GPL v2, автор вправе полностью запретить ее распространение на территории этого государства. Простыми словами: либо код распространяется с исходниками, либо никак.
Также v2 уточняет: если вы решили распространять программу с инструкцией о запросе исходников, то все, кто получил программу от вас и распространяют ее дальше, обязаны также прикладывать эту инструкцию. В такой инструкции будет указан ваш email-адрес, на который можно отправить запрос, а вы в ответ пришлете исходные коды.

Первая лицензия GNU General Public License до сих пор остается одной из самых популярных.
Допустим, перед нами стоит задача: сделать нашу программу свободной. Для этого нужно заявить, что она является общественным достоянием, и отказаться от авторских прав. Но тогда кто угодно может взять нашу программу, нанять штат разработчиков, добавить в нее новый функционал и продавать, закрыв исходные коды. Значит, нам нужно сделать лицензию, которая дает гарантию, что код под ней всегда будет оставаться открытым.
Именно это и делает GNU GPL. Лицензия является вирусной, то есть при добавлении кода под GNU GPL в проект, ваш код «заражается» и обязан быть выпущен под GNU GPL или другой совместимой лицензией (да, некоторые лицензии совместимы между собой, то есть код с разными лицензиями может быть объединен в одном проекте, но об этом поговорим чуть позже).
В лицензии GNU GPL есть два основных пункта:

  1. Исходный код должен либо распространятся с бинарными файлами программы, либо должно быть письмо с пояснением, как их запросить.
  2. Если код под GPL попадает в проект, то весь проект также автоматически станет GPL. Полная версия лицензии на английском

Существуют вторая и третья версии GNU GPL, про них мы тоже поговорим.

Эта лицензия менее «свободна» и в основном используется для программных библиотек. LGPL не гарантирует конечному пользователю полную свободу использования программного обеспечения. Только свободу модификации для компонентов, лицензированных по LGPL, но не для каких-либо проприетарных компонентов.

Коммерческое ПО может линковаться с библиотекой, выпущенной под LGPL, и при этом оно не будет «заражено» GPL и может оставаться закрытым. Это позволяет использовать свободные библиотеки в закрытом ПО, все преимущества свободной библиотеки сохраняются. Например, если компания сделает свое изменение в этой библиотеке, она будет обязана его опубликовать. Таким образом библиотека продолжает развиваться большими коммерческими компаниями, которые в то же время могут использовать ее в закрытых продуктах.

MIT (X11 License)

Эту лицензию разработали в Массачусетском технологическом институте специально для системы X11 Windows System, которая повсеместно используется в Linux-десктопах уже 37 лет. Поэтому ее также называют X11 License.

Чтобы продукт распространялся под лицензией MIT, достаточно приложить текст этой лицензии и распространять продукт вместе с ним.

Полный текст MIT. Для сравнения: текст третьей версии GNU GPL состоит из 2567 слов.

Здесь видно важнейшее отличие от GPL — возможность использовать ПО под лицензией MIT в закрытом коде. MIT позволяет внести изменения в проект и сделать исправленную версию закрытой. Такие лицензии еще называют разрешительными. По итогу данная лицензия разрешает все, если ее текст приложен к продукту и в нем упомянут оригинальный автор.

Под лицензией MIT выпущено множество известных продуктов: PuTTY, Mono, Ruby on Rails, JQuery, Wayland и, конечно же, X Window System.

BSD

У университета Беркли тоже есть своя лицензия — Berkeley Software Distribution License. Текст лицензии является общественным достоянием, это позволяет любому модифицировать его, создавая свою лицензию на основе BSD. Такие лицензии называют «лицензии типа BSD».

Например, общественная лицензия Microsoft добавляет запрет на изменение лицензии в случае, если код распространяется в виде исходников. Есть также NetBSD, FreeBSD, OpenBSD, DragonFly BSD, но самой используемой считается «модифицированная версия BSD», также известная как «BSD с тремя пунктами». Дело в том, что изначальная версия из четырех пунктов (англ. «four-clause BSD») содержала неудачный пункт о необходимости подстановки копирайта университета Беркли.

Каждый, кто пользовался BSD, заменял Беркли на свой вариант организации или собственное имя. Известен случай, когда из-за этого пункта приходилось упоминать 75 других организаций. Также этот пункт делал BSD несовместимой с GPL, так как GPL запрещает добавлять новые ограничения, помимо перечисленных в ней самой. После двухлетней дискуссии было принято решение об удалении пункта о рекламе. Теперь в лицензии только три пункта:
Трехпунктовая BSD довольно похожа на MIT, но в MIT явно указаны разрешения на сублицензирование, слияние, публикацию и продажу. Тем не менее эти свободы подразумеваются и в BSD, их можно отнести к «использованию» или «распространению». Можно сказать, что выбор между MIT и BSD — исключительно дело вкуса.

GNU General Public License v3

GPL третьей версии создавалась дольше предыдущих версий, а во время ее утверждения шли бурные споры. Подробно об изменениях GPL v3 можно узнать из официальной статьи GNU.

Вот три главных нововведения:

Борьба с тивоизацией
Часто производители намеренно ограничивают функциональность устройств или же выпускают дорогую и дешевую версии продукта, которые различаются лишь программно. Примером тивоизированных устройств с ограниченным функционалом являются смартфоны iPhone, на которых запрещено копирование программ и ограничен доступ к файловой системе. Android имеет схожие проблемы.

Одна из целей GPLv3 — закрыть подобную лазейку, то есть пресечь тивоизацию. Если компания использовала свободное ПО под GNU GPL v3 в своем устройстве, лицензия позволяет владельцу устройства запросить исходные коды.

«Тивоизация — опасная попытка урезать свободу пользователей: право изменять свои программы станет бессмысленным, если ни один из ваших компьютеров не даст вам это делать. GPL v3 останавливает тивоизацию, требуя, чтобы распространитель предоставлял вам любые сведения и данные, необходимые для установки измененных программ на устройство»

Запрет на дискриминационные патентные соглашения
Со временем Microsoft и другие корпорации нашли способ ограничивать свободу пользователей: они открывают исходный код, но для работы с ним необходимо купить патент. GNU GPL v3 запрещает такую практику.

Обход цифровой защиты
Закон об авторском праве цифрового тысячелетия и Директива об авторском праве Европейского союза делают преступлением написание ПО, целью которого является обход цифровых защит. Этот пункт отменяет действие этих законов, разумеется, если сама цифровая защита лицензирована GPL v3. По сути этот пункт гарантирует, что ваше ПО под GPL v3 не смогут использовать в создании цифровых защит.

GNU Affero General Public License

Эта лицензия была разработана Фондом свободного программного обеспечения на основе GNU General Public License и Affero GPL, чтобы решить проблему облачных сервисов. Она обязывает сервер, на котором исполняется модифицированная программа, предоставлять доступ к исходному коду.

Совместимость лицензий

Чтобы использовать части программного обеспечения, выпущенные под разными свободными лицензиями, эти лицензии должны быть совместимы между собой. GNU-сообщество делит лицензии на 3 общих класса — неограничительные, промежуточные и лицензии с авторским левом.

К неограничительным относятся MIT и BSD — этот класс лицензий дает возможность вносить изменения, закрывать код и в целом почти не накладывает ограничений. Этим пользуются, например, Apple и Sony, их продукты работают на модифицированных версиях системы BSD.
К промежуточным относится LGPL. Такие лицензии разрешают использование в закрытом коде, но обязывают публиковать любые вносимые изменения.

Программы, выпущенные под лицензиями с авторским левом, навсегда останутся свободными, независимо от того, кто и как их распространяет. Если целью авторского права является наложение ограничений на пользователя, то авторское лево наоборот гарантирует выполнение всех четырех свобод.

Правила совместимости этих лицензий:

  • Все неограничительные лицензии совместимы между собой, так как они не накладывают никаких ограничений на способ распространения, ничто не мешает распространять их под несколькими лицензиями такого же типа.
  • Лицензии с авторским левом несовместимы между собой, так как их сутью является гарантия, что любые модификации будут распространяться на тех же условиях. Исключением является GPL v3, которая совместима с v2. Но это односторонняя совместимость, то есть проект на GPL v2 нельзя смешивать с v3, но проект на v3 можно смешать с v2.
  • Код под неограничительной лицензией, смешанный с кодом под авторским левом, лицензируется под авторским левом.

Общая картина такая:

Комбинирование в одном проекте кода проприетарной лицензии с пользовательским левом все же возможно, но необходима мощная изоляция как минимум на уровне процессов, разрешение на обмен данными только через бинарный протокол.

Примеры: Android, где используется ядро Linux (GPL v2), или драйвера Nvidia на Linux, которые могут поставляться бинарным блобом (англ. Binary Large Object — двоичный большой объект). Это возможно благодаря кольцам ядра Linux, отделяющим пространство пользователя от пространства, в котором выполняется код ядра.

Последним вариантом соблюдения совместимости является перелицензирование. Это сложный процесс, который требует согласия 95% участников. В этом случае ПО перевыпускается под новой, более подходящей лицензией, а старые версии остаются при этом неизменны.

Заключение

Этот обзор должен помочь с выбором подходящей лицензии. Главное — это решить, какую степень свободы вы хотите дать вашим пользователям.

Если вы рассматриваете «возможность запрещать» как одну из свобод и хотите дать пользователям возможность применять ваш продукт в коммерческих целях, вам подойдет одна из разрешительных лицензий (MIT, BSD).

Если же вы хотите, чтобы на свободу вашего продукта ничто не могло повлиять, то GPL или другая лицензия с сильным авторским левом — ваш выбор.

Информацию из этой статьи также стоит учитывать при использовании чужого свободного ПО: помните о «заразности» лицензий с авторским левом, проверяйте, что взятый вами код находится под совместимой лицензией. Мы рекомендуем полностью прочитать текст выбранной лицензии, прежде чем применять ее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: